Окультуривание древних растений

Охота не всегда бывала удачной, и не во всякое время года имелась возможность для сбора растительной пищи. Но, собирая плоды и корни диких древних растений, люди замечали, что оброненные на землю семена, клубни или луковицы прорастают. Тогда они стали собирать и высевать семена, высаживать клубни и луковицы дикорастущих возле мест своих обитаний.

Для этого они стали обрабатывать землю заостренной палкой. Позже на конец палки начали приделывать каменный наконечник, который с течением времени приобрел форму мотыги.

Еще и сейчас в Индо-Китае и на острове Ява при посеве риса пользуются заостренной палкой: ею делают лунки для заделки зерен в почву. Когда человек стал одомашнивать диких животных, он начал использовать их для обработки земли, впрягая в примитивный плуг, сделанный из корня дерева. Первые такие плуги появились, очевидно, около десяти тысяч лет назад в Месопотамии.

При развитии земледелия, когда люди стали получать более или менее постоянные урожаи с возделанных ими полей, кочевой образ жизни сменился оседлым. Возникли постоянные места поселений.

Во время раскопок поселений 5—8-тысячелетней давности ученые нашли ручные мельницы, орудия прядильного и ткацкого ремесел. В жилищах людей того времени уже встречаются ткани из волокон льна. Там же найдены плоды ореха и каштана, семена яблони, груши и даже винограда.

Все это говорит об относительно высокой земледельческой культуре у живших тогда людей.

В течение тысячелетий человек отбирал из древних растений наиболее вкусные и питательные, дающие наибольший урожай, и выращивал их вблизи своих жилищ.

Он совершенствовал и орудия, которыми возделывал землю. Начал применять удобрения при обработке почвы для посевов. Расширились его знания о природе и законах развития растительного мира. Благодаря отбору лучших экземпляров тех или иных диких древних растений и уходу за ними человек создал множество растений, которые сегодня известны нам только как культурные: пшеницу, рис, кукурузу, ячмень, сою, лен, сахарный тростник.

Эти растения постепенно становились непохожими на своих диких предков.

Возьмем хлебные злаки: пшеницу, рис, кукурузу. В их зернах содержится запас ценных питательных веществ—крахмала и белков. Этим еще в глубокой древности они привлекли внимание человека.

Пшеничное зерно было найдено в Египте в кирпиче пирамиды более чем пятитысячелетней давности.

Зерна пшеницы обнаружены и в остатках свайных построек; им не менее четырех тысяч лет. Эти зерна намного мельче, чем нынешние сорта.

Многочисленные названия пшеницы на древних языках говорят о глубокой древности этой культуры в умеренных климатических областях Азии, Европы и Африки. Ученые предполагают, что пшеница возделывалась еще в то время, когда человек не обладал членораздельной речью и люди объяснялись знаками и отдельными звуками, то есть около пятидесяти тысяч лет тому назад.

Отбирая из диких разновидностей пшениц самые лучшие, человек высевал их. В свою очередь.уже из культурных сортов он выбирал такие, зерна которых были крупнее и содержали наибольшее количество питательных веществ. Благодаря такому отбору и одновременному улучшению ухода за посевами люди создавали новые сорта пшеницы. Сейчас насчитывается свыше 4 тысяч сортов пшеницы. Все они отличаются от древних сортов крупностью зерен и большим запасом крахмала и белков в них.

Древним культурным растением является рис. Для половины населения земли рис является основным пищевым продуктом. И сейчас в Индии и Африке есть несколько видов дикого риса. Африканский дикий рис дает неплохое зерно, которое собирается населением. Это растение ежегодно возобновляется от самосева, но зерна его так рано опадают, что сбор урожая приходится начинать задолго до полного созревания.

Рис культурный создан человеком так же, как и пшеница, путем многовекового отбора и улучшения качества возделывания. Благодаря этому рис приобрел ряд ценных свойств, нужных человеку и сильно отличающих его от диких родичей. Прежде всего это неосылаемость зерна.

Древнейшее культурное растение — кукуруза проникла в Европу, Азию и Африку после открытия Америки, ее родины. Ее непосредственных родичей в Америке не найдено.

Но там есть два вида сорных растений, родство которых с кукурузой несомненно. О том, как сильно изменилась кукуруза под воздействием человека, говорит такой факт: в Мексике, в пещерах пятитысячелетней давности, в почве на различной глубине были найдены початки кукурузы. Початки, найденные в нижних слоях почвы, по величине и крупности зерен намного меньше початков, найденных в ее верхних слоях.

Это свидетельствует о сравнительно быстрых изменениях кукурузы под воздействием человека.

Картофель, помидоры стали известны в Европе также только после открытия Америки. Американский картофель был очень мелок и горьковат на вкус. Индейцы отмачивади его в воде, сушили, а потом уж употребляли в пищу. Нам никогда не приходилось есть горький картофель, ибо уже много лет назад люди вывели из американского дичка прекрасные сорта крупного вкусного картофеля и по сей день не прекращают работы по его улучшению.

Помидор — в переводе на русский язык значит «золотое яблоко». Было время, когда помидоры не употребляли в пищу. Их высаживали в цветниках как декоративные растения. Но с середины прошлого столетия помидоры вошли в быт и в качестве пищевого продукта сначала в Италии, а затем и в остальных странах Европы и Азии. —

Также сравнительно недавно стали возделываться сахарная свекла, чай, кофе, конопля и другие древние растения.

Замечательный английский ученый Чарлз Дарвин впервые с большой тщательностью собрал множество фактов об изменении растений и животных под воздействием человека. Основываясь на них, он создал свою гениальную теорию происхождения видов. Он объяснил, как в ходе исторического развития изменяются доевние растения и животные, и доказал, что эти законы лежат в основе преобразования и создания человеком новых форм растений, новых пород животных. Основой этого преобразования является способность животных и растений не только изменяться под влиянием условий, которые создает им человек, но и передавать эти изменения своему потомству. Но если Чарлз Дарвин объяснил, как происходили изменения растений и животных, то великий русский ученый Иван Владимирович Мичурин, опираясь на его учение, разработал теорию и методы создания новых растений. Вот главнейшие из этих методов: скрещивание растений, отдаленных друг от друга по месту своего обитания и родству, прививка, то есть сращивание тканей растений разных пород, и, наконец, направленное воспитание растений путем изменения условий внешней среды.

Так, познав закономерности развития древних растений, человек стал преобразователем природы, сознательным творцом новых растений. Он создает все новые и новые сорта культурных растений, непрерывно повышая их продуктивность, урожайность, а также и качество получаемой от них продукции.